МБОУ "СОШ №8 им. Ш. Х. Джатдоева с.Римгорское"
Воскресенье, 19.05.2024, 14:44
Включить версию для слабовидящих
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 27

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » 2019 » Октябрь » 29 » Конкурсная работа тренера-преподавателя по шахматам Лайпанов М.С.
    14:21
    Конкурсная работа тренера-преподавателя по шахматам Лайпанов М.С.

    «Инновационная деятельность образовательного учреждения:

    от замысла к результату»

     

    Конкурсная работа по теме:

     

    «Инновационный тип мышления через

    обучение шахматам»

    Скачать работу 

     

     

    Аннотация

     

    «Шахматы - это тихая игра музыки разума».

    Леонид Сухоруков

     

          Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» провозглашает модернизацию и инновационное развитие – единственным путем, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века. Достижение стратегической цели, определенной в национальной образовательной инициативе, возможно через принятие образовательной системой такой доминантной ценности как формирование инновационного типа мышления. Но и инновационный тип мышления возник не в наши дни. Инновационный тип мышления: по П. Дракеру, это ориентация на “созидательное разрушение” с центральной идеей — не приспосабливаться к неизбежным изменениям, а учиться их использовать. Если сущностью любого управленческого решения является неопределенность, то действия в условиях неопределенно­сти предполагают систематизированную инновационную деятельность, основанную на кибернетическом методе проб и ошибок.

          Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации – этим требованиям, предъявляемым современным обществом к системе образования также соответствует формирования инновационного типа мышления через обучение шахматам.

          Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

          Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

    О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

          Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

          Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

          Данная работа включает в себя пять разделов, дающие исчерпывающую информацию о благотворном влиянии шахмат на развитие ребенка и важности включения шахмат в образовательный процесс.

     

    Раздел 1. Рост интеллектуального потенциала ради процветания России – стратегическая цель развития образования.

     

    «…без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных

    способностей и памяти…Шахматы должны войти в жизнь

    школы как один из элементов умственной культуры».

    В. Сухомлинский

     

          «Уникальные природные ресурсы превращают Россию в страну – гаранта энергетической безопасности для всего мира. Колоссальный интеллектуальный, творческий потенциал, созданный многими поколениями народа, способен вывести Россию на позиции мирового инновационного лидера, обеспечить России роль «мозгового центра» планеты. Интеллектуальный потенциал, в отличие от природных ресурсов, можно возобновлять и наращивать. Рост интеллектуального потенциала ради процветания России – стратегическая цель развития образования. / В. В. Путин, «Послание Президента РФ Федеральному Собранию», 26 апреля 2007 г/

          Требования государства, общества и семьи к результатам образования основаны на представлении об образовании как институте социализации личности, обеспечивающим:

    формирование нового поколения, приобщённого к традиционным морально – нравственным ценностям, к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры;

    овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности.

          Преподавание в начальной школе ведется в соответствии с новым федеральным государственным стандартом начального общего образования. Теперь в начальной школе ребёнка должны не только научить читать, считать и писать, но и:

    * привить навыки решения творческих задач, навыки поиска, анализа и интерпретации информации,

    * формировать у детей мотивацию к обучению, помочь им в самоорганизации и саморазвитии.

          Школьники должны получить не просто знания, а «знания в действии» - то есть уметь учиться, переучиваться, доучиваться, уметь добывать знания самостоятельно.

          Очень важно, чтобы выпускник школы мог адаптироваться к взрослой жизни, а для этого необходимо воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, формирование толерантности в условиях нашего многокультурного общества.

    Введение нового стандарта общего образования позволит:

    внедрение различных форм организации учебной деятельности учащихся;

    использование различных видов оценивания достижений учащихся;

    увеличение доли вариативной части учебного плана;

    возможность организации деятельности учащихся по интересам во второй половине дня.

     

    Раздел 2. «Шахматы» - предмет, способствующий социализации личности.

     

          Одним из современных инновационных предметов, успешно решающих некоторые проблемы социализации личности, является предмет – «Шахматы».

          В юности у многих людей было два любимых занятия: математика и шахматы. Причина, по которой некоторые предпочитают шахматы математике, может показаться странной, а то и парадоксальной: в шахматах больше жизни, чем в математике.

          Шахматы учат мыслить – вот один из аргументов сторонников шахматного всеобуча, ратующих за введение шахмат в школьные программы.

          Но разве химия, биология, математика и другие дисциплины, традиционно преподаваемые в средней школе не учат мыслить? Школьные программы и без того перегружены, дети переутомляются, им не хватает времени на подвижные игры, занятия спортом. Зачем же ещё и «Шахматы»?

          Мало кто сомневается в том, что шахматы полезны для ума. Однако этого совершенно недостаточно для обоснования преподавания шахмат, как ещё одной обязательной дисциплины. Для того, чтобы шахматы стали школьным предметом и преподавались повсеместно наряду с математикой, языками и естественными науками, необходимо убедиться в том, что шахматы воспитывают в детях такие необходимые для жизни качества, каких традиционнее обучение развить не может, что они доказывают свою способность решать некоторые проблемы школьного образования.

          Какие это проблемы? Одним из основных недостатков школьного образования остаётся то, что оно не даёт умения применять полученные знания на практике. Как правило, знания преподносятся школьникам в готовом, хорошо «упакованном» виде и ученик не знает, где и как применять эти знания.

          Как научить ребят устанавливать связь между словами и делами, формулами и жизнью? Для этого лучше всего вовлечь его в практическую деятельность, для успеха в которой требуются знания. И тогда он сможет открыть для себя, что знания рождаются из дела и нужны для дела, а не только ля того, чтобы порадовать себя или родителей хорошими отметками.

          Однако к «общественно-полезному» труду, где понадобились бы знания физики, химии, математики ученика трудно привлечь.

          Вот тут-то и пригодятся шахматы, так как игра в шахматы – это и есть посильная и интересная во многих аспектах для детей практическая деятельность, имеющая развитую и неотрывную от практики теорию. Близость, полнота соприкосновения с действительностью могут быть выделены в качестве отдельной существенной особенности психологии школьника – шахматиста. Он имеет дело с предметным миром и отношениями, опирающимися на реальные условия в жизни.

          Противник является самым прекрасным учителем, который ставит перед тобой неожиданные проблемы.

          Все школьники, начинающие шахматисты, радуются полной свободе, которую они получают в игре: как хочу, так и хожу / как начинающий автомобилист: куда хочу, туда и еду, или по дороге, или в канаву, или на дерево/.

          Но очень скоро ребёнок понимает, что сам несёт ответственность за результат своих решений и проникается уважением к теории, к правилам, ограничивающим эту свободу, потому, что на опыте собственных своих поражений убеждается в том, что знания, полученные из учебников или на шахматных уроках в школе, полезны и нужны для того, что бы достичь поставленных целей. И можно надеяться, что это уважение к знаниям постепенно распространится и на всё другое, чему учат все наши учителя в школе.

          Знания, истинность которых постоянно проверяют на деле, не становятся догмами и ненужным балластом. Разнообразные правила ограничивают нашу свободу и, чтобы разумно подчиняться правилам, мы нуждаемся в практических доказательствах того, что эти ограничения действительно необходимы.

          Занимаясь шахматами, ребята соотносят мыслительные процессы с практическими действиями, ищут в теории ответы и творчески применяют полученные на уроке знания, не ожидая от теории всегда готовых решений.

          Шахматы стимулируют самостоятельность мышления, награждая поиски неожиданных решений эстетическим чувством прекрасного.

          Наши мальчишки и девчонки, садясь за шахматы, чувствуют себя всемогущими королями и принцессами, всё их внимание концентрируется на партии: «Знаете, я во время партии как будто в сказку попадаю, я вокруг ничего не слышу». Так или примерно так говорят многие из них.

          Кроме того, следует сказать, что во время игры ребята отождествляют свою судьбу с судьбой шахматного короля, который является ключевой фигурой партии. Тем самым ребята включаются в борьбу не только как творцы, но и как непосредственные участники событий, развивающихся на доске. Эта особенность фиксируется в рассказах ребят о том, что иногда в опасных позициях у них возникает «физическое желание спрятать короля в безопасное место» или, наоборот, ринуться королём на коне в самое пекло шахматного сражения.

          Каждая партия – своеобразная «микрожизнь», во время которой шахматист переживает, радуется, надеется, мечтает. Он вдыхает свою психическую энергию в пространство игры и в его сознании «ограниченное пространство игры …превращается в сложнейшую конструкцию путей…, происходит оживление пространства, превращение его в ряд опорных точек, каждая из которых мыслится как начало движения». / Например, ферзь, находясь в центре шахматной доски, может «обстрелять» 27 точек./

     

    Раздел 3. Шахматы – детям-инвалидам.

     

          На сегодняшний день в России около 250 тысяч детей-инвалидов. Большинство из них находятся в специализированных школах-интернатах с круглогодичным и круглосуточным пребыванием. Если шахматы полезны для обычных детей, то для детей-инвалидов они полезны вдвойне. Для любого ребёнка очень важна игровая деятельность. Возможности детей-инвалидов порой резко ограничены из-за двигательных нарушений, но даже при тяжёлой форме заболевания ребёнок может играть в шахматы. Это имеет огромное значение. В первую очередь мы говорим об адаптации в коллективе сверстников. Правильные взаимоотношения детей формируются в игровой деятельности. Игра в шахматы даёт возможность больному ребёнку на равных принимать участие на соревнованиях со здоровыми сверстниками, следовательно позволяет доказать самому себе, что физический недостаток не может служить препятствием к нормальному общению в коллективе. В конечном счёте, жизнь ребёнка становится более интересной.

          Разумеется, с теоретической пользой от преподавания шахмат никто не спорит. Сложности начинаются при практической реализации задуманного. Одним из возражений против факультативного преподавания шахмат в общеобразовательных школах является нехватка учебных часов, перегрузка школьников.

          C этим, конечно, можно спорить: многие передовые школы в России и других странах ввели преподавание шахмат и не жалеют об этом, но для школ-интернатов с круглосуточным пребыванием детей это возражение и вовсе отпадает. К тому же в этих школах почти всегда найдётся преподаватель, готовый обучить детей азам шахмат.    

     

    Раздел 4. Шахматы и математика.

     

          Шахматы требуют колоссальной человеческой мысли, глубокий и большой расчёт вариантов. Много родственного в шахматах с математикой, комбинаторикой, с моделями современного программирования.

          Формы мышления математика и шахматиста довольно близки, и не случайно математические способности нередко сочетаются с шахматными.

          Известно множество видов математических задач и головоломок на шахматной доске: о маршрутах фигур, их силе, перестановках, задачи о разрезании доски и покрытии её полей костями домино, математические задачи с участием необычайных фигур и с необычайными правилами и т. д. Выдающийся английский математик Г. Харди (1887-1944), проведя параллель между этими двумя видами человеческой деятельности в статье «Исповедь математика» заметил, что решение проблем шахматной игры есть не, что иное, как математическое упражнение, а игра в шахматы это как бы насвистывание математических мелодий.

          Почти в каждом сборнике олимпиадных математических задач или книге головоломок и математических досугов можно найти красивые и остроумные задачи с участием шахматной доски и фигур. Например, задачу о ходе коня, которой занимался великий математик Леонард Эйлер или задачу о восьми ферзях, которую решал великий математик Карл Гаусс.

           С точки зрения программистов алгоритм решения этих задач одинаков и сводится к поиску Эйлерова пути в графе (алгоритм перебора с возвратом). Эйлер первым опубликовал решение известной задачи о Кенигсберских мостах в1736 году. Идея этого решения основана именно на этой задаче.

          Шахматы могут быть полезны всей школе при условии, что в школе будут преподаватели, способные передать детям свою увлеченность шахматами, а не только тренеры, нацеленные на подготовку чемпионов, и педагоги, которые научат школьников понимать и ценить мудрость и красоту шахмат. А научить шахматам надо всех детей. И лучше всего это сделать, как считают специалисты, в начальных классах. А тем школьникам, кому шахматы придутся по душе, надо дать возможность продолжить заниматься и в старших классах.

          Исследования отечественных и зарубежных психологов: И.Г.Алексеева, Л.Я.Венгера, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, Я.А.Пономарева, И.С.Пиаже, С.Л.Рубинштейна и других, свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, или, как указывает Я.А.Пономарев, «составлять внутренний план действий». И шахматы являются идеальным инструментом для его формирования! Например, при выполнении устной работы по математике:

    а) вычислите:

    б) решите уравнение

    в) сравните

     

    Раздел 5. Шахматы в современном мире.

     

          Объективная природа шахмат проявляется уже в правилах игры, которых можно «придумать сколь угодно много». И, между прочим, совсем не случайно, что в разные исторические периоды и в разных странах люди отдавали предпочтения разным играм. Еще в первой половине 19-го столетия в России господствовали карточные игры, т.к. жизнь отдельного человека слишком зависела от случайностей, от прихотей судьбы, почти также как успех в этих играх зависит от удачи, от того, «как карта ляжет». Но когда общественные отношения стали более упорядоченными и организованными, а судьба человека стала больше зависеть от его собственной воли, талантов и знаний, господствующее положение среди игр заняли шахматы.

          Шахматы – это человеческое достояние и наследие. Государства, правители, цивилизации и народы приходили и уходили, а шахматы и математика оставались. Оставались свободными и независимыми от времени и пространства. Сегодня шахматы и математика считаются и частью нашей культуры, и видом спорта, и наукой, и даже религией.

          С начала 2000 годов во всех школах Калмыкии ввели занятия шахматами, и сейчас 100% детей в школах играют в шахматы. А некоторые стали мастерами, гроссмейстерами, чемпионами Европы и мира, в то время как в более ранние периоды времени не было даже перворазрядников. Самое главное, дети стали дисциплинированными и лучше учатся, успеваемость выросла по всем предметам в 2-3 раза.

           А вот что думает о шахматах как учебном предмете И.Г.Сухин, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии образования, руководитель проекта «Шахматы детям» Министерства образования РФ, член Союза писателей России.

          «Введение в начальном звене факультатива «Шахматы – школе» позволяет наполнить процесс обучения положительными эмоциями, поддержать устойчивый интерес школьников к получению разнообразных знаний. Стержневым моментов уроков шахмат становится деятельность самих учащихся. В ходе занятий дети наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается включение в план уроков игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, выполнение различных заданий на развитие смекалки.

           Известно, что занятия шахматами в начальной школе положительно влияют на развитие таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, мышление, внимание. В ходе их формируются такие ценные волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка. Почти все исследователи отмечают, что у детей, занимающихся шахматами, отмечается улучшение успеваемости по всем без исключения учебным предметам.

          Существует много принципиально различных подходов к обучению шахматам. Основное внимание должно быть уделено выполнению занимательных заданий и мини-игр, позволяющих постепенно формировать у школьников внутренний план действий, то есть способность действовать мысленно, не упуская из виду и эстетическую сторону шахмат. В наше время, когда в связи с модернизацией системы образования школа отходит от знаниевой парадигмы обучения, это имеет первостепенное значение.

          Основная трудность в обучении шахматам заключалась не только в том, чтобы «взять из шахмат» все самое ценное, но и в том, чтобы создаваемый курс могли без труда освоить учителя начальных классов, не умеющие хорошо играть в шахматы. Одна из главных причин, по которой шахматы еще не заняли в школе нишу, указанную для них В.А.Сухомлинским и его последователи, заключается в том, что практически повсеместно как в России, так и за рубежом, основы мудрой игры преподают не дипломированные учителя, а игроки-практики. Они не обладают необходимыми психолого-педагогическими знаниями. Уверен, что только профессиональный учитель начальных классов способен в полной мере активизировать развивающий потенциал, заключенный в шахматах».

    Заключение

          Шахматная игра формирует у человека инновационный тип мышления поскольку в неё включены:

          Научный элемент, общность технологий: анализ, накопление, систематизация знаний, описание полученных данных, опытная их проверка и т.д. В шахматах, как и в науке, приходит опираться на исходные предпосылки. Неважно, что для науки объективная реальность – это сама жизнь, а для шахматам – конкретная позиция, сложившаяся на доске. Изучая её, мы вынуждены экспериментировать, не в силах предсказать, не в силах предсказать, чем кончится дело.

          Шахматы требуют памяти, суммы знаний, усвоения, доведения до автоматизма большого количества методов и приемов борьбы. Однако не только искусством, но областью созидательной деятельности шахматы делают их Творческий элемент. Даже если партия начинается известным вариантом, всё равно с определенного момента, когда закончится теория партнеры будут вынуждены встать на путь первооткрывателей.

          Садясь за доску, каждый любитель шахмат готов действовать сам. Шахматная аудитория активна – это собрание посвященных, и тем она отличается от многих других аудиторий. Шахматы дарят нам радость создания эстетических ценностей.

          Соревновательная идея, составляющая основу древней игры должна импонировать человеку, который живет в эпоху научно – технических прорывов. Где бы он ни трудился, чем бы он не занимался, ему приходится бороться, причем нередко в условиях трудных, опасных, критических. Преодоление – характерный признак наших дней.

    Борьба служит не только стимулом, но и мощным воспитывающим началом. Великий педагог В.А. Сухомлинский считал, что шахматы просто обязательны для выработки сосредоточенности, дисциплины мышления.

     

    Список использованной литературы:

     

    1.   С.Б.Губницкий, Полный курс шахмат (64 урока), Москва, АСТ, 2000 год
    1.   В.Пожарский, Шахматный учебник, Ростов-на-Дону, изд-во Феникс, 1999 год, 416с.
    1.   А.Карпов и др., Школьный шахматный учебник, Москва, 2005 года, 112 с.
    1.   Г.М.Гейлер Шахматный словарь, Москва, изд-во Физкультура и спорт, 1963 год
    1.   Ю.Авербах, Путешествие в шахматное королевство, Москва, изд-во Физкультура и  спорт, 1988 год
    1.   Г.И.Глейзер История математики в школе, Москва, Просвещение, 1982 год
    1.   Я.Владимиров, 1000 шахматных задач, Москва, АСТ, 2001 год
    1.   Шпильман, Практические советы шахматистам, Москва, «Физкультура и спорт», 1930 год
    1.   В.Ф.Руденко, Преследование темы, Москва, «Физкультура и спорт», 1983 год
    1.   Г.К.Селевко, Современные образовательные технологии, Москва: «Народное образование», 1998 год, 256 с.
    1.   Вестник образования №19, 2004 год, Сборник приказов и инструкций министерства образования и науки
    1.   М.Ю.Шуба, Занимательные задания в обучении математике, М.: Просвещение, 1995 год
    1.   Ал.Рошаль, 64 шахматное обозрение, ежемесячный журнал
    1.   Практика административной работы в школе, №7, 2004 год
    1.   Е.Я.Гик, Шахматы и математика, изд-во «Наука», 1983 год
    1.   Э.Ильинов, Философия и культура, Политиздат, Москва, 1991 год
    1.   И.Дьяков, Н.Петровский, П.Рудик, Психология шахматной игры, Москва, 1926 год
    1.   И.Г.Сухин, Шахматы как учебный предмет
    1.   В.Г.Лободин, Г.В.Лавренёва, С.В.Лободина, Как сохранить здоровье учителя, СПб, 2004 год

     

     

     

    Заявка на участие в конкурсе

    «Инновационная деятельность образовательного учреждения:

    от замысла к результату»

     

     

    Информация об образовательной организации – участнике конкурса:

    - Полное наименование образовательной организации. Если заявка подается от объединения образовательных организаций, то необходимо указать основного заявителя: МКОУ «СОШ №8 им. Ш.Х. Джатдоева с.Римгорское»

    - ФИО руководителя образовательной организации: Тамбиева Зулиха Исмаиловна

    - Телефон/факс образовательной организации: 8 (87877) 2-39-62

    - Адрес электронной почты образовательной организации. rimsosh@mail.ru

    - Адрес сайта образовательной организации в Интернете (с указанием страницы, на которой размещена информация об инновационном продукте): Rimsosh.ucoz.ru

    Информация об инновационном продукте

    - Наименование инновационного продукта: «Инновационный тип мышления через обучение шахматам»

    - Лайпанов Мухтар Сеитбиевич, тренер-преподаватель по шахматам

    - Форма инновационного продукта*

    Учебное пособие

     

    Методическое пособие

    +

    Учебно-методическое пособие

     

    Методические материалы, рекомендации

    +

    Учебно-методический комплект (комплекс)

     

    Программа

     

    Технология

     

    Модель

     

    Сайт

     

    Программное обеспечение

     

    Диагностические, контрольно-измерительные материалы

     

    Иное (указать, что)

     

    - Тематика инновационного продукта*:

    Развитие дошкольного образования

     

    Развитие общего образования

     

    Развитие дополнительного и неформального образования
    и социализации детей

    +

    Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи

     

    Реализация моделей получения качественного дошкольного, общего
    и дополнительного образования детьми-инвалидами и лицами
    с ограниченными возможностями здоровья

     

    Развитие кадрового потенциала системы дошкольного, общего
    и дополнительного образования детей

     

    Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования

     

    Вовлечение молодежи в социальную практику

     

    - Номинация*

    Образовательная деятельность

    +

    Управление образовательной организацией

     

     

    Описание инновационного продукта:

          Полезность изучения шахмат в школе для ускорения общего развития ребенка и раньше отмечали многие школьные педагоги и ученые. Например, известный русский педагог В.А.Сухомлинский так писал о пользе шахмат для развития детей: «Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления».

          Игра в шахматы, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Шахматы должны войти в жизнь учащегося школы, как один из элементов умственной культуры.

          Польза игры в шахматы многогранна – это отмечали выдающиеся деятели на протяжении многих веков. В шахматы играли политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты. В процессе игры в шахматы идет одновременная работа сразу правого и левого полушария мозга, в гармоничном развитии которых и состоит основная польза шахмат.

          Во время игры идет активное развитие как логического, так и абстрактного мышления. В работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение последовательных цепочек. Не менее значима работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций. Мнемические процессы интенсивно используются в шахматах: игрок использует долговременную и оперативную память, используя визуальную, цифровую и цветовую информацию.

          Данный инновационный продукт полезен в первую очередь для тренеров-преподавателей в организациях дополнительного образования детей, для учителей внеурочной и кружковой работы. Польза шахмат доказана временем и выдающимися умами современности. Большое количество диссертаций и различных научных работ публикуется по сей день о пользе и желательном внедрении шахмат в образовательный процесс на уровне официальных уроков, наряду с остальными учебными дисциплинами.

          Поэтапное внедрение шахмат на Республиканском уровне не является особой проблемой, так как не составляет большого труда обучить учителей начальных классов и остальных преподавателей азам шахматной игры. Огромная польза шахмат в кратчайшие сроки показала бы повышение знаний, умений и навыков, а так же успеваемости и качества образования наших учащихся.

     

    Представляя заявку на конкурс, гарантируем, что авторы инновационного продукта:

    - согласны с условиями участия в данном конкурсе;

    - не претендуют на конфиденциальность представленных в заявке конкурсных материалов и допускают редакторскую правку перед публикацией материалов;

    - принимают на себя обязательства, что представленная в заявке информация
    не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.

     

     

     _____________________                                         ____________________________

    подпись автора  инновационного продукта                              расшифровка подписи

     

     ________________________                       ____________________________

          подпись руководителя                                     расшифровка подписи

    образовательной организации                                                                                

     

    М.П.                                                                        «17» октября 2019 г.

    * Отметка делается только в одном из представленных полей

     

    Просмотров: 208 | Добавил: кент2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?